Замдиректора по судебно-медицинским вопросам «Центра судебных экспертиз» Шымкента Арипханов раскрывает роль судебно-медицинской службы при ликвидации крушений воздушных транспортных средств
В современную эпоху, когда транспортные перевозки занимают важную роль в личной жизни и профессиональной деятельности каждого человека, возникает вопрос о более быстрой доставке пассажиров и груза из пункта прибытия в пункт назначения, передает Azattyq Rýhy.
С этой задачей на протяжении длительного времени успешно справляется авиация, которая совмещает в себе высокую скорость доставки и наиболее кратчайший маршрут.
При процентном соотношении авиаперевозки занимают одно из лидирующих мест по безопасности, однако, в случае чрезвычайной ситуации с крушением воздушного судна, последние приводят к значительным жертвам, как пассажиров, так и простых жителей в случае катастрофы над населенным пунктом.
25 декабря 2012 года при заходе на посадку потерпел крушение военно-транспортный самолет Ан-72, следовавший из Астаны в Шымкент.
Трагедия произошла около 18:55 часов местного времени перед выполнением четвертого разворота в процессе захода на посадку. Самолет столкнулся с поверхностью земли на склоне карьера в 20км от аэропорта Шымкента. После столкновения самолет разрушился и сгорел. На момент крушения в самолете находились 20 пассажиров и 7 членов экипажа.
Через 30-40 минут после происшествия в Южно-Казахстанский филиал Центра судебной медицины МЗ РК поступило сообщение о создании следственно–оперативной группы для осмотра места происшествия. Дежурным судебно-медицинским экспертом незамедлительно был проинформирован директор филиала. По прибытию на рабочее место, директором филиала было дано сообщение директору и заместителю директора Центра судебной медицины МЗ РК (далее Центр) и принято решение о вызове и сборе всех экспертов-танатологов филиала.
Заместителем директора Центра и директором филиала принято решение об организации штаба и разработке плана по осмотру трупов на месте происшествия, маркировке трупов и биологических объектов, производстве судебно-медицинских экспертиз, изъятии и фиксации вещественных доказательств, обнаруженных в ходе проведения экспертиз.
В момент крушения самолета на территории происшествия начались осадки в виде мокрого снега и понижение температуры до 0 – -8 градусов по Цельсию, что могло усугубить тщательность осмотра места происшествия в уже темное время суток.
Учитывая количество пассажиров и членов экипажа, находившихся в момент крушения в самолете, экстренным экспертным совещанием, с согласования руководителя следственно-оперативной группы, было принято решение о разделе на сектора всего места происшествия с выездом максимального количества экспертов, которые совместно со следователями и экспертами-криминалистами органов внутренних дел, будут одновременно осматривать закрепленную за ними зону. Группа экспертов выехала на место происшествия, имея при себе экспертные инструменты первой необходимости: медицинские перчатки, пинцет, фонарик, медицинские бирки для маркировки и пр.
По прибытию на место происшествия созданы группы в составе судмедэксперта, следователя и эксперта-криминалиста. В ходе осмотра определенной зоны экспертов проводился осмотр с маркировкой имевшихся на его площади тел и останков, фиксация их в протоколе осмотра с фотографированием. Создание нескольких следственных групп с разделением территории осмотра на зоны способствовало быстрому и наиболее тщательному осмотру каждого участка места происшествия в условиях осадков и темного времени суток. В дальнейшем при транспортировке было принято решение о перевозки тел и останков согласно их принадлежности определенной зоне осмотра, в сопровождении эксперта, проводившего осмотр, что позволило произвести наиболее тщательную сортировку объектов при поступлении в морг.
После проведения осмотра места происшествия на каждого эксперта в среднем приходилось по 2-3 трупа. Экспертным советом было принято решение о производстве экспертиз тел умерших и других останков экспертом, непосредственно проводившим осмотр сектора, на котором тело либо останки были обнаружены. Данное решение было связано с тем, что при осмотре места происшествия эксперт видел расположение, позу трупа, расстояние его от других фрагментов тел и обломков и при описании повреждений он мог представить примерную картину механизма травмы. Подробное описание повреждений было очень важным в расследовании, так как в дальнейшем мог возникнуть вопрос об идентификации лица, находившегося за штурвалом самолета в момент его крушения.
При проведении судебно-медицинских экспертиз трупов и останков, в первую очередь фиксировались и изымались вещественные доказательства, имеющие важную в идентификации личности – одежда, документы, украшения, сотовые телефоны, что позволило значительно ускорить процесс опознания и идентификации личностей погибших. После изъятия биологические объекты для молекулярно-генетического исследования были авиатранспортом доставлены в молекулярно-генетическую лабораторию Центра судебной медицины в г.Астана. По результатам всех исследований, тела погибших были идентифицированы и переданы родственникам для захоронения в течение 4 суток.
Таким образом, подводя итоги можно высказаться, что секторальный метод осмотра места крушения с привлечением значительного количества судебно-медицинских экспертов, а также проведение ими экспертиз трупов и останков, обнаруженных в своем секторе, в условиях неблагоприятных метеоусловий с осадками, позволил максимально сократить время проведения и улучшить качество осмотра места крушения с изъятием объектов в темное время суток и более быстрого проведения идентификационных судебно-медицинских экспертиз.