Судебная экспертиза железнодорожного транспорта является комплексной. Экспертное исследование и испытания, связанные с установлением причин нарушений безопасности движения. Осмотр места происшествия организовывается органом, назначившим судебную экспертизу, своевременно, обеспечив при этом максимальную сохранность материалов верхнего строения пути, деталей подвижного состава и других объектов, которые могут иметь значение при установлении причин и обстоятельств крушения, аварий в течение всего периода производства судебной экспертизы.
Объектами судебной экспертизы являются:
- вагоны, локомотивы поездов, отдельные узлы вагона, локомотива, платформы и тому подобное;
- устройства, связанные с движением поезда до его крушения (устройства сигнализации, блокировки, централизации, стрелки и тому подобное);
- зоны территории, непосредственно прилегающие к пути;
- объекты, территориально не связанные с местом крушения (проходные светофоры, устройства управления и контроля за движением на ближайших станциях, устройства энергоснабжения);
- аудиозаписи переговоров поездного диспетчера с другими работниками, участвующими в движении поездов;
- результаты расшифровки скоростемерной ленты локомотива;
- натурный лист поезда, справка формы ВУ-45;
- журнал технического состояния локомотива;
- схема разрушения пути и расположения подвижного состава, с указанием следов схода его с рельсов и привязкой к километру и пикетам начала схода и места остановки локомотива и отдельных вагонов;
- акты и фототаблицы общего вида последствий крушения или аварии, поврежденного пути, подвижного состава, обнаруженных на пути посторонних предметов, изломанных деталей, неправильно загруженных вагонов, перекрытых концевых кранов, положения органов управления локомотива и другие;
- письменные объяснения лиц, причастных к происшествию, а также других работников, свидетельства, которые могут быть необходимы для установления причины крушения или аварии;
- справки о результатах последней проверки пути путеизмерительными и дефектоскопными средствами с приложением лент путеизмерительных вагонов, а также записей в книгах ПУ-28 и ПУ-29 о результатах натурных проверок пути;
- акт о проведенных восстановительных работах;
- информация о погодных условиях в момент крушения (аварии).
Задачи, решаемые в рамках экспертизы:
- установление обстоятельств, при которых произошло нарушение безопасности движения;
- установление причин нарушения безопасности движения;
- установление недостатков в проведении технологической, профилактической работы по предупреждению нарушений безопасности движения;
- выявление состояния, результатов технического обслуживания, ремонта и использования технических средств, предназначенных для предупреждения нарушений безопасности движения.
Территориальные подразделения где проводится указанный вид экспертизы: ИСЭ по городу Алматы, Актюбинской, Жамбылской, Туркестанской областей.