Устав
1. Общие положения
1. Республиканское государственное казенное предприятие «Центр судебных экспертиз Министерства юстиции Республики Казахстан» (далее – Предприятие) является юридическим лицом в организационно-правовой форме государственного предприятия на праве оперативного управления.
2. Предприятие создано в соответствии с постановлением Правительства Республики Казахстан от 11 сентября 2009 года № 1352 «О реорганизации отдельных подведомственных организаций Министерства здравоохранения Республики Казахстан» путем преобразования государственного учреждения «Центр судебной медицины» Министерства здравоохранения Республики Казахстан и является правопреемником всех его прав и обязанностей.
В соответствии с постановлением Правительства Республики Казахстан от 23 сентября 2014 года № 1005 «О некоторых вопросах Министерства здравоохранения и социального развития Республики Казахстан» Предприятие было переименовано в Республиканское государственное казенное предприятие «Центр судебной медицины» Министерства здравоохранения и социального развития Республики Казахстан.
В соответствии с постановлением Правительства Республики Казахстан от 30 декабря 2014 года №1403 «О некоторых вопросах судебной экспертизы» Предприятие переименовано в Республиканское государственное казенное предприятие «Центр судебной медицины Министерства юстиции Республики Казахстан».
В соответствии с постановлением Правительства Республики Казахстан от 3 февраля 2017 года № 34 «О некоторых вопросах судебной экспертизы» Предприятие реорганизовано путем присоединения к нему государственного учреждения «Центр судебной экспертизы Министерства юстиции Республики Казахстан» и является правопреемником всех их прав и обязанностей, в том числе обязательств, оспариваемых сторонами.
3. Учредителем Предприятия является Правительство Республики Казахстан.
4. Права субъекта права республиканской собственности в отношении имущества Предприятия осуществляет Комитет государственного имущества и приватизации Министерства финансов Республики Казахстан (далее – уполномоченный орган по государственному имуществу).
5. Органом, осуществляющим управление Предприятием, является Министерство юстиции Республики Казахстан (далее – уполномоченный орган соответствующей отрасли).
6. Наименование Предприятия:
на государственном языке:
полное – «Қазақстан Республикасы Әділет министрлігінің Сот сараптамалары орталығы» республикалық мемлекеттік қазыналық кәсіпорыны;
сокращенное – «ҚР ӘМ ССО» РМҚК;
на русском языке:
полное – Республиканское государственное казённое предприятие «Центр судебных экспертиз Министерства юстиции Республики Казахстан»;
сокращённое – РГКП «ЦСЭ МЮ РК».
7. Место нахождения Предприятия – 010000, Республика Казахстан, город Нур-Султан, район Сарыарка, проспект Сарыарка, дом 3/1 ВП 15.
2. Юридический статус Предприятия
8. Предприятие считается созданным и приобретает права юридического лица с момента его государственной регистрации.
9. Предприятие имеет самостоятельный баланс, счета в банках в соответствии с законодательством, бланки, печать с изображением Государственного Герба Республики Казахстан и наименованием Предприятия.
10. Предприятие не может создавать юридические лица, а также выступать учредителем (участником) другого юридического лица, за исключением случаев, предусмотренных законами Республики Казахстан.
Предприятие может создавать филиалы и представительства в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
11. Гражданско-правовые сделки, заключаемые Предприятием и подлежащие обязательной государственной или иной регистрации в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан, считаются совершенными с момента регистрации, если иное не предусмотрено законодательными актами Республики Казахстан.
3. Предмет и цели деятельности Предприятия
12. Предметом деятельности Предприятия является производство судебной экспертизы по уголовным, гражданским делам и делам об административных правонарушениях средствами специальных научных знаний, а также осуществление научно-исследовательской деятельности по вопросам судебной экспертизы.
13. Целью деятельности Предприятия является обеспечение производства судебных экспертиз по уголовным, гражданским делам и делам об административных правонарушениях на основе специальных научных знаний.
14. Для реализации поставленной цели Предприятие осуществляет следующие виды деятельности:
1) организация и производство судебных экспертиз, исследований в соответствии с законодательством Республики Казахстан, в том числе на договорной основе;
2) осуществление научно-методической, научно-исследовательской и информационной деятельности по вопросам судебной экспертизы;
3) разработка, апробирование и внедрение методик судебно-экспертных исследований, усовершенствование существующих методик и методических рекомендаций судебно-экспертных исследований;
4) внешнее и внутреннее рецензирование экспертных заключений;
5) участие в подборе, обеспечении подготовки, переподготовки и повышении квалификации судебных экспертов, а также иных лиц (лиц, претендующих на получение государственной лицензии на занятие судебно-экспертной деятельностью, лиц имеющих государственную лицензию на занятие судебно-экспертной деятельностью и сотрудников правоохранительных, специальных органов) в пределах компетенции;
6) организация, проведение и участие в аттестации судебных экспертов, в порядке, предусмотренном уполномоченным органом соответствующей отрасли;
7) участие в организации и проведении совместных семинаров, совещаний, конференций с организациями по вопросам судебно-экспертной деятельности;
8) международное сотрудничество и международная деятельность в области судебно-экспертной деятельности;
9) участие и проведение научных, научно-методических исследований и разработок, не запрещённых законодательством Республики Казахстан в соответствии с научными, научно-исследовательскими проектами и программами Республики Казахстан;
10) участие в разработке и усовершенствовании нормативных правовых актов, регулирующих судебно-экспертную деятельность;
11) взаимодействие с Республиканской палатой судебных экспертов Республики Казахстан;
12) проведение лабораторной диагностики в случаях необходимости обеспечения национальной безопасности, противоэпидемических, санитарно-профилактических мероприятий по предупреждению особо опасных инфекционных заболеваний».
15. Предприятие не вправе осуществлять деятельность, а также совершать сделки, не отвечающие предмету и цели его деятельности, закрепленным в настоящем Уставе.
16. Сделка, совершенная Предприятием в противоречии с целями деятельности, определенно ограниченными законами Республики Казахстан или учредительными документами, либо с нарушением уставной компетенции директора, может быть признана недействительной по иску уполномоченного органа соответствующей отрасли или уполномоченного органа по государственному имуществу, либо прокурора.
17. Действия директора Предприятия, направленные на осуществление Предприятием неуставной деятельности, являются нарушением трудовых обязанностей и влекут применение мер дисциплинарной и материальной ответственности.
4. Управление Предприятием
18. Уполномоченный орган по государственному имуществу:
1) по решению Правительства Республики Казахстан выступает учредителем Предприятия;
2) осуществляет от имени Республики Казахстан права субъекта права республиканской собственности по отношению к Предприятию;
3) по представлению уполномоченного органа соответствующей отрасли определяет предмет и цели деятельности Предприятия, а также вид Предприятия, осуществляющего такую деятельность, и утверждает Устав Предприятия, внесение в него изменений и дополнений;
4) осуществляет по согласованию с уполномоченным органом соответствующей отрасли изъятие или перераспределение имущества, переданного Предприятию или приобретенного им в результате собственной хозяйственной деятельности;
5) осуществляет контроль за целевым и эффективным использованием имущества Предприятия;
6) осуществляет изъятие излишнего, неиспользуемого либо используемого не по назначению имущества Предприятия, выявленного по результатам контроля целевого использования государственного имущества, по истечении шести месяцев с момента осуществления контроля без согласования с уполномоченным органом соответствующей отрасли;
7) устанавливает Предприятию срок содержания и обеспечения сохранности изъятого имущества до его передачи иному лицу с последующим списанием с баланса;
8) дает согласие уполномоченному органу соответствующей отрасли на осуществление реорганизации и ликвидации Предприятия;
9) дает согласие Предприятию на отчуждение или распоряжение иным способом, закрепленным за ним имуществом (за исключением продажи произведенной им продукции), создание филиалов и представительств, а также на передачу и списание дебиторской задолженности;
10) проводит анализ предоставления в имущественный наем (аренду) имущества, закрепленного за Предприятием;
11) осуществляет организацию и проведение мониторинга функционирования и эффективности управления Предприятием;
12) решает иные вопросы, отнесенные к его компетенции законодательством Республики Казахстан.
19. Уполномоченный орган соответствующей отрасли:
1) определяет приоритетные направления деятельности и обязательные объемы работ (услуг), финансируемых из бюджета Предприятия;
2) вносит предложения уполномоченному органу по государственному имуществу по определению предмета и цели деятельности Предприятия, а также по определению вида Предприятия, осуществляющего такую деятельность;
3) рассматривает, согласовывает и утверждает план развития Предприятия и отчет по его исполнению;
4) осуществляет анализ и контроль за сохранностью имущества Предприятия и выполнением плана развития Предприятия;
5) дает согласие уполномоченному органу по государственному имуществу на изъятие или перераспределение имущества, переданного Предприятию или приобретенного им в результате собственной хозяйственной деятельности;
6) осуществляет управление Предприятием;
7) утверждает годовую финансовую отчетность Предприятия;
8) по согласованию с уполномоченным органом по государственному имуществу осуществляет реорганизацию и ликвидацию Предприятия;
9) осуществляет контроль за полнотой и своевременностью перечисления Предприятием в республиканский бюджет установленной части чистого дохода;
9-1) вносит представление о даче согласия при назначении на должность или освобождении от должности директора Предприятия в Администрацию Президента Республики Казахстан в соответствии с Указом Президента Республики Казахстан от 29 марта 2002 года №828 «О некоторых вопросах кадровой политики в системе органов государственной власти;
10) назначает на должность и освобождает от должности по представлению директора Предприятия его заместителей;
11) устанавливает ежегодно размер фонда оплаты труда Предприятия;
12) согласовывает штатное расписание и структуру Предприятия по представлению директора Предприятия;
13) согласовывает назначение на должность директоров филиалов и представительств Предприятия по представлению директора Предприятия;
14) решает иные вопросы, отнесенные к его компетенции законодательством Республики Казахстан.
20. Органом Предприятия является его директор.
21. Назначение директора, проведение его аттестации осуществляются в порядке, определяемом уполномоченным органом по государственному планированию.
22. Уполномоченный орган соответствующей отрасли после согласования кандидатуры с Администрацией Президента Республики Казахстан оформляет трудовые отношения с директором Предприятия посредством заключения трудового договора в соответствии с Трудовым кодексом Республики Казахстан.
В трудовом договоре, помимо условий, установленных Трудовым кодексом Республики Казахстан, определяется ответственность директора Предприятия за несвоевременные перечисления установленной части чистого дохода в бюджет.
23. Директор Предприятия несет персональную ответственность за финансово-хозяйственную деятельность и сохранность имущества Предприятия.
24. Директор Предприятия несет персональную ответственность за организацию противодействия коррупции на Предприятии.
25. Директор Предприятия действует на принципах единоначалия и самостоятельно решает все вопросы деятельности Предприятия в соответствии с его компетенцией, определяемой законодательством Республики Казахстан и настоящим Уставом.
26. Директор:
1) без доверенности действует от имени Предприятия и представляет его интересы во всех органах;
2) в пределах, установленных законодательством Республики Казахстан, распоряжается имуществом Предприятия;
3) заключает договоры и совершает иные сделки;
4) выдает доверенности;
5) открывает банковские счета;
6) издает приказы и дает указания, обязательные для всех работников Предприятия;
7) в соответствии с Трудовым кодексом Республики Казахстан принимает на работу и расторгает трудовой договор с работниками Предприятия, применяет меры поощрения и налагает взыскания на них, если иное не предусмотрено законодательством Республики Казахстан и настоящим Уставом;
8) утверждает штатное расписание и структуру Предприятия по согласованию с уполномоченным органом соответствующей отрасли;
9) утверждает штатное расписание, систему премирования и иного вознаграждения работников в пределах установленного фонда оплаты труда;
10) представляет уполномоченному органу соответствующей отрасли кандидатуры для назначения на должность и освобождения от должности своих заместителей;
11) устанавливает компетенцию своих заместителей, директоров и заместителей директоров филиалов и представительств Предприятия;
12) назначает на должность директоров филиалов и представительств Предприятия по согласованию с уполномоченным органом соответствующей отрасли;
12-1) освобождает от должности директоров филиалов и представительств Предприятия;
13) утверждает положения о филиалах и представительствах Предприятия;
14) осуществляет иные функции, предусмотренные законодательством Республики Казахстан.
27. В случаях признания Предприятия банкротом или применения реабилитационной процедуры и назначения временного либо банкротного или реабилитационного управляющего в порядке, установленном законодательным актом Республики Казахстан о реабилитации и банкротстве, все полномочия по управлению им переходят соответственно к временному либо банкротному или реабилитационному управляющему.
5. Имущество Предприятия
28. Имущество Предприятия составляют активы Предприятия, стоимость которых отражается на его балансе.
29. Имущество Предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям участия в уставном капитале, паям) в том числе между работниками Предприятия.
30. Имущество Предприятия формируется за счет:
1) имущества, переданного ему собственником;
2) имущества (включая денежные доходы), приобретенного в результате собственной деятельности;
3) иных источников, не запрещенных законодательством Республики Казахстан.
31. В ведении Предприятия может находиться лишь то имущество, которое либо необходимо ему для обеспечения деятельности, предусмотренной его уставными целями, либо является продуктом этой деятельности.
32. Приобретение и прекращение права оперативного управления осуществляются на условиях и в порядке, которые предусмотрены Гражданским кодексом Республики Казахстан для приобретения и прекращения права собственности и иных вещных прав, если иное не предусмотрено настоящим Уставом или не противоречит природе данного вещного права.
33. Плоды, продукция и доходы от использования имущества, находящегося в оперативном управлении, а также имущество, приобретенное Предприятием по договорам или иным основаниям, поступают в оперативное управление Предприятия в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан для приобретения права собственности.
34. Право оперативного управления на имущество, в отношении которого собственником принято решение о закреплении его за Предприятием, возникает у Предприятия в момент закрепления имущества на его балансе, если иное не установлено законодательством Республики Казахстан или решением собственника.
35. Предприятие не имеет право отчуждать на основании договоров купли-продажи, мены, дарения имущество, относящееся к основным средствам.
36. Право оперативного управления на имущество Предприятия прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены статьей 249 Гражданского кодекса Республики Казахстан для прекращения права собственности, а также в случаях, предусмотренных пунктом 37 настоящего Устава.
37. Уполномоченный орган по государственному имуществу вправе по согласованию с уполномоченным органом соответствующей отрасли изъять закрепленное за Предприятием имущество либо перераспределить его между другими созданными им юридическими лицами, если иное не установлено законами Республики Казахстан.
38. В решении об изъятии имущества, находящегося на праве оперативного управления, уполномоченный орган по государственному имуществу вправе устанавливать Предприятию сроки содержания и обеспечения сохранности изъятого имущества до его передачи иному лицу.
39. Предприятие вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом, относящимся к основным средствам, передавать и списывать дебиторскую задолженность лишь с письменного согласия уполномоченного органа по государственному имуществу, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 35 настоящего Устава.
40. Предприятие самостоятельно распоряжается не относящимся к основным средствам движимым имуществом, закрепленным за ним на праве оперативного управления.
6. Финансирование деятельности Предприятия
41. Деятельность Предприятия финансируется в соответствии с планом развития за счет собственного дохода и бюджетных средств, полученных в порядке, определенном бюджетным законодательством Республики Казахстан.
Порядок разработки и утверждения планов развития Предприятия определяется уполномоченным органом по государственному планированию.
42. Норматив отчисления части чистого дохода Предприятия устанавливается уполномоченным органом по государственному планированию.
Часть чистого дохода Предприятия по установленным нормативам подлежит зачислению в соответствующий бюджет в порядке, установленном Бюджетным кодексом Республики Казахстан.
Предприятие производит перечисление в соответствующий бюджет части чистого дохода не позднее десяти рабочих дней после срока, установленного для сдачи декларации по корпоративному подоходному налогу.
43. Предприятие самостоятельно реализует производимую им продукцию.
44. Цены на товары (работы, услуги), производимые и реализуемые Предприятием устанавливаются уполномоченным органом соответствующей отрасли.
45. Доходы, полученные Предприятием от совершения деятельности, запрещенной законодательством Республики Казахстан, не предусмотренной Уставом, а также доходы, полученные в результате завышения установленных цен на реализуемые товары (работы, услуги), созданные за счет финансирования из бюджета, подлежат изъятию в бюджет в порядке, определяемом законодательством Республики Казахстан. В случае выявления фактов использования имущества без соответствующего его отражения по правилам бухгалтерского учета оно также подлежит изъятию.
7. Уставный капитал Предприятия
46. Уставный капитал Предприятия формируется из имущества, полученного от собственника в управление для осуществления уставной деятельности.
8. Учет и отчетность Предприятия
47. Ведение бухгалтерского учета и составление финансовой отчетности Предприятия осуществляется в соответствии с законодательством о бухгалтерском учете и финансовой отчетности Республики Казахстан и учетной политикой, утверждаемой директором Предприятия по согласованию с уполномоченным органом соответствующей отрасли в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности.
Годовая финансовая отчетность Предприятия включает в себя: бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках, отчет о движении денежных средств, отчет об изменениях в капитале, пояснительную записку.
9. Ответственность Предприятия
48. Предприятие отвечает по своим обязательствам, находящимся в его, распоряжении деньгами. При недостаточности денег субсидиарную ответственность по его обязательствам несет Республика Казахстан средствами республиканского бюджета.
10. Взаимоотношения с трудовым коллективом
49. Взаимоотношения между администрацией Предприятия и трудовым коллективом определяются в соответствии с Трудовым кодексом Республики Казахстан и коллективным договором.
50. Режим работы Предприятия устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка и не должен противоречить нормам трудового законодательства Республики Казахстан.
11. Оплата труда работников Предприятия
51. Размер фонда оплаты труда Предприятия ежегодно устанавливается уполномоченным органом соответствующей отрасли.
52. Оплата труда работников Предприятия производится в соответствии с системой оплаты труда, утвержденной постановлением Правительства Республики Казахстан от 31 декабря 2015 года № 1193 «О системе оплаты труда гражданских служащих, работников организаций, содержащихся за счет средств государственного бюджета, работников казенных предприятий».
12. Реорганизация и ликвидация Предприятия
53. Реорганизация и ликвидация Предприятия производятся по решению Правительства Республики Казахстан.
Предприятие может быть ликвидировано также по другим основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Республики Казахстан.
54. Реорганизацию и ликвидацию Предприятия осуществляет уполномоченный орган соответствующей отрасли по согласованию с уполномоченным органом по государственному имуществу, если иное не установлено законами Республики Казахстан.
55. Имущество ликвидированного Предприятия, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, перераспределяется уполномоченным органом по государственному имуществу.
Деньги ликвидированного Предприятия, включая средства, полученные в результате реализации имущества Предприятия, оставшиеся после удовлетворения требований кредиторов, зачисляются в доход соответствующего бюджета.
13. Порядок внесения изменений и дополнений в Устав
56. Изменения и дополнения в Устав Предприятия вносятся приказом уполномоченного органа по государственному имуществу по представлению уполномоченного органа соответствующей отрасли.